Irtishspb.ru

Строительство и Ремонт
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Газ для цементной промышленности

Технические газы

Технические газы — химические вещества и их соединения в газообразном или жидком (при сжижении) состоянии, получаемые искусственным путём при разделении атмосферного воздуха, выделением из углеводородного сырья или химическими способами, хранящиеся под давлением в специальных сосудах и используемые в производственных и бытовых целях.

Происхождение

У ученых до сих пор нет единого мнения по поводу возникновения природного газа. Есть 2 теории, объясняющие его появление:

  • минеральная (неорганическая);
  • биогенная (органическая).

Сторонники первой, минеральной, теории считают, что химические элементы, присутствующие в составе ископаемого, были заложены в мантии Земли. По мнению ученых, эти соединения располагаются в глубоких слоях горных пород и представляют собой часть процесса дегазации нашей планеты.

Внутренние движения Земли вызывают поднятие углеводородов, которые образовались в ее глубоких слоях в результате действия высоких температур и давления, ближе к поверхности, где давление наименьшее. Результат таких изменений — появление газовых и нефтяных залежей.

Сторонники минеральной теории подчеркивают, что описанный процесс постоянный, поэтому беспокоиться об истощении запасов природного газа не стоит.

Суть органической теории выражается в следующем: газ образовался из остатков животных и растительных организмов, которые под влиянием высоких температур, а также давления и бактерий, превратились в соединение газообразных углеродов. Последние проникали в пустоты земной коры, формируя пласты газа и нефти. Таким образом, биогенная теория подчеркивает, что природный газ — исчерпываемый природный ресурс.

Мусор вместо газа

С недавних пор переработка мусора в России стала возобновляемым источником энергии. Решение правительства РФ, по мнению некоторых экспертов, выглядит своеобразным способом профинансировать дорогостоящие проекты пяти мусоросжигательных заводов, которые госкорпорация «Ростех» собирается построить в Подмосковье и Татарстане. Они получат господдержку по линии ВИЭ (речь идет о некоем аналоге договоров на поставку мощности, которые сейчас заключаются с инвесторами в солнечные и ветровые станции, а также с мини-ГЭС). То есть, как ни крути, но во главу угла поставлена задача производства электроэнергии (порядка 335 МВт на все пять предприятий), за которую придется платить участникам рынка, а не утилизация твердых бытовых отходов (ТБО).

В то же время некоторые предприятия в России уже доказали, что отходы можно использовать в качестве топлива более эффективно. И тоже производить энергию, но не для рынка, где ее хватает, а для собственных, сугубо утилитарных, нужд. Одна из таких компаний – LafargeHolcim, которая управляет четырьмя заводами – в Воскресенске и Коломне (Московская область), пос. Ферзиково (Калужская область) и Вольске (Саратовская область), и занимает порядка 10% в производстве цемента в России. ТБО здесь называют альтернативным видом топлива (АТ). Компания Lafarge (в 2015 году в результате объединения со швейцарской Holcim вошла в группу LafargeHolcim) начала заменять ископаемые виды топлива альтернативными на своих предприятиях в разных странах еще в конце 1970-х годов. Сегодня АТ используется на 84% заводов LafargeHolcim по всему миру.

«Цементные предприятия могут быть частью национальной сети по совместной переработке ресурсов, которая позволит оптимизировать добычу ресурсов и резко уменьшить долю отходов, которая размещается на полигонах, — заявил в интервью «Кислород.ЛАЙФ» руководитель направления альтернативного топлива LafargeHolcim Россия Василий Юферов. – Для этого необходимо создавать всю цепочку управления отходами, выводить ее на современный уровень. В Калужской области, например, это сейчас происходит – мы развиваем партнерство с поставщиками отходов, которые выстраивают свои технологические линии в соответствии с производственными и экологическими стандартами применения АТ». Мы решили узнать подробнее, как там все организовано.

В этом фильме 2013 года рассказывается, что бытовые отходы, промышленные масла и рисовая шелуха могут стать частью процесса производства цемента. Поскольку в Lafarge такие отходы рассматривают как практически неисчерпаемый источник энергии для заводов, который может заменить ископаемое топливо и сократить выбросы СО2. Цель у компании тогда, еще до объединения с Holcim, была такова — довести долю АТ до 50% к 2020 году.


Как все начиналось?

«Процесс использования АТ на заводе организован и налажен, построено отдельно стоящее здание, в котором расположен цех, включающий линию по измельчению предварительно отсортированных отходов. Сотрудники, работающие с альтернативным топливом, прошли соответствующую подготовку и обучение. Оборудование по подаче АТ произведено в Германии, поэтому в его промышленной безопасности можно не сомневаться», — объясняет Юферов. Производственные мощности цеха АТ в Ферзиково рассчитаны на 450 тыс. тонн поступающего сырья в год, из которых – после переработки – получается порядка 150 тыс. тонн АТ. Важно понимать, что в печи идет не просто сортированный мусор, а именно топливо, за рубежом его называют RDF (Refuse Derived Fuel). «В среднем мы получаем порядка 12-15 Гдж энергии с каждой тонны в процессе использования. Требования к качеству очень высоки, и компаниям-сортировщикам, с которыми мы работаем, приходится им соответствовать», — рассказывает Юферов.

Читайте так же:
Цементный раствор с гранитной крошкой

По его словам, «еще до поступления на завод, на уровне заключения контрактов с поставщиками, прописываются строгие критерии отбора отходов: крупность, влажность, дополнительное содержание различных веществ и т.д. То есть выступать подрядчиком завода может только тот оператор, который в состоянии обеспечить нужным образом сортированный и безопасный с точки зрения примесей и радиоактивности материал».

Технологически на заводе в Ферзиково можно использовать в качестве АТ сортированные и измельченные коммунальные и промышленные отходы (бумага, картон, текстиль, резина, дерево), а также отработанные шины, шламы муниципальных сточных вод, растворители, отработанные масла, нефтяные отходы и даже пластики. Запрещены для использования радиоактивные и биологически опасные отходы, несортированные ТБО, сжиженный газ и отходы с повышенным содержанием хлора. «Конкретный вид АТ зависит от специфики региона. Например, LafargeHolcim в Малайзии использует скорлупу ореха масличной пальмы, на Филлипинах – рисовую шелуху. Суть в том, что подобные проекты позволяют создавать экономику замкнутого цикла, сохраняющую природу и решающую задачи местных сообществ», — отмечает Юферов.

Перед доставкой на завод материал предварительно сортируют, отделяя крупные металлические части, камни, стекло, органику. При поступлении на завод будущее АТ проходит лабораторный контроль, благодаря чему поступающий в цех материал уже имеет все необходимые экологические паспорта и сертификаты. На заводе транспорт с топливом разгружается в закрытый приемный бункер. После разгрузки уже оттуда его перемещают на шредер (изготовлен в Германии фирмой Weima) с помощью крана (два крана, используемые в цехе, изготовлены на Троицком крановом заводе). Производительность шредера (измельчителя) – до 15 тонн в час. После измельчения материал по конвейеру проходит через магнитный сепаратор, на котором отделяются мелкие металлические части. Затем подготовленное топливо попадает на подвижную решетку с сотами определенного размера. Крупные частицы отсеиваются и возвращаются для повторного измельчения. Материал требуемой крупности отправляется на склад готовой продукции. Далее, с помощью крана, АТ подается на закрытый конвейер и доставляется до точки подачи на башне предварительного нагрева. И затем поступает в печь.

«Работа цементных печей обеспечивает безопасные условия сгорания АТ. Благодаря наличию окислительной атмосферы и высоким температурам в зоне спекания (до 2000 градусов по Цельсию) АТ полностью распадается на органические и неорганические составляющие. Органические полностью разрушаются благодаря вышеназванным причинам (время и температура), неорганические химически соединяются в печи с сырьем и выводятся из технологического процесса в виде составляющей клинкера («полуфабриката» цемента). Важной особенностью такого процесса является отсутствие образования побочных производных отходов (золы) и вредных выбросов», — объясняет прелести технологии Василий Юферов.

Экономика не на первом месте

В LafargeHolcim Россия специально подчеркивают, что использование АТ позволяет снижать себестоимость производства цемента. «Доля термальной энергии, затрачиваемой при производстве цемента, составляет 30% от себестоимости его производства. Использование АТ позволяет снижать затраты на покупку природного газа, тем самым удешевляя производство конечного продукта», — объясняет экономику Юферов.

Впрочем, о конкретных показателях в компании предпочитают не говорить. Однако, открывая цех, компания объявляла о планах заместить альтернативным топливом до 15% природного газа уже к концу 2015 года. А к 2020 году – довести долю АТ до 45%. «Переработка в качестве АТ 30 тысяч тонн отходов позволяет заместить более 10% природного газа, необходимых для производства цемента на заводе», — говорит Юферов.

В то же время он добавляет, что «снижение себестоимости цемента – это не основная задача при использовании АТ. Основная задача – экономия невосполнимых ресурсов природного газа и ущерба, связанного с его добычей, а также содействие регионам в задаче безопасного размещения отходов. Использование отходов в качестве АТ позволяет сокращать площади мусорных полигонов и оказываемое ими негативное воздействие на окружающую среду».

«Для каждого города утилизация отходов – первостепенный вопрос. Гораздо лучше использовать отходы, чем просто зарывать их в землю. Таким образом, мы и помогаем городу, и развиваем экономику замкнутого цикла, которая способствует сохранению невозобновляемых природных ресурсов», — отмечал на открытии цеха АТ в Ферзиково Андре Мартин, президент Группы компаний «Лафарж» в России и Украине. Кстати, еще на открытии цеха калужский губернатор Анатолий Артамонов говорил о том, что за счет цеха в Ферзиково регион рассчитывает высвободить площади, занятые свалками, под сельское хозяйство.

По его Юферова, на заводах LafargeHolcim в Воскресенске и Щурово существуют линии подачи шин, аналогичные одной из линий в Ферзиково. Также использование шин в качестве АТ давно налажено на предприятии «МордовЦемент» (с 2014 года входит в «ЕвроЦемент Групп»). На старом сайте компании об этом рассказывается подробно. «Весомый эффект, заключающийся в снижении энергоемкости производства цемента, достигается лишь на заводах сухого производства. Однако реализация перехода с мокрой технологии на сухую требует значительных финансовых затрат и достаточно длительного периода их окупаемости. Поэтому было принято решение о переходе на полусухой способ производства клинкера. И в 2007 году на площадке Староалексеевского завода рядом с существующим производством было закончено строительство новой технологической линии полусухого способа производства клинкера и разработан технологический регламент по применению на данной технологической линии в качестве АТ измельченных автопокрышек и прочих резиновых отходов. Для измельчения резины и подачи ее в виде «чипсов» к камере сжигания PIROTOP декарбонизатора PIROCLON полусухой линии построено предприятие по производству АТ. За счет сжигания альтернативного топлива возможно снижение расхода природного газа до 25%. В 2008 году вся технологическая документация прошла государственную экологическую экспертизу федерального уровня и получила положительное заключение».

Читайте так же:
Чем можно отмыть цемент со стекол

В качестве АТ на Алексеевском цементном заводе (также входит в «МордовЦемент») использовались и древесные опилки. «Измельченные древесные опилки фракции 0-25 мм подаются непосредственно в печи через комбинированные печные горелки. Таким образом возможно будет заменить до 40% используемого природного газа, подаваемого в горячий обрез печи», — сообщала компания. Но после того, как «МордовЦемент» вошел в состав «ЕвроЦемент Груп», информация об этих технологиях и других «зеленых» ноу-хау не обновлялась.

27 млн тонн цемента

По данным компании «Нетмус», переработка ТБО в RDF может использоваться в качестве дополнительного и более дешевого топлива не только на цементных заводах, но и на ТЭЦ, котельных и металлургических предприятиях. «Для производства топлива RDF используются следующие фракции мусора и отходов: резина, бумага, бытовые органические отходы, дерево, картон, кожа (кожзаменители), синтетические волокна, текстиль, пластик, полимеры. В общем, все то, что содержится в мусоре и отходах за исключением стекла, камней, металлов и хлорсодержащих материалов», — говорится на сайте компании.

При этом многим котельным для работы с RDF потребуется лишь небольшая модернизации, так как они уже оборудованы устройствами для удаления шлака и летучей золы. Но для цементных заводов, конечно, требуется серьезные инвестиции, прежде всего, в доработку горелок для работы с АТ. По оценкам неких экспертов, на которые ссылается компания «Нетмус», из ТБО в России потенциально можно получать 11 млн тонн вторичного топлива в год, которого хватит для производства около 27 млн тонн цемента в год. Один кубометр газа по тепловым показателям эквивалентен 1,7-2 кг RDF. А одна тонна АТ способна заменить тонну угля. Неудивительно, что в мире эта технология давно нашла применение и уже не выглядит новинкой.

«С повышением доли применения АТ на нашем производстве мы будем параллельно снижать объемы потребления природных материалов. Плюс к этому, применение альтернативных видов топлива на заводах LafargeHolcim позволит регионам существенно снизить негативное влияние на окружающую среду за счет сокращения захоронения отходов на действующих полигонах, что является устаревшей и небезопасной для природы технологией», — говорит Василий Юферов.

Но, конечно, подчеркивает он, цементные заводы никогда не станут аналогом мусоросжигательных. «Во-первых, потому, что цементные заводы не ставят своей целью утилизировать отходы, у них другая задача. Во-вторых, есть существенные различия с точки зрения экологичности процесса: мусоросжигающие заводы загрязняют окружающую среду, увеличивая выбросы вредных веществ в атмосферу. Использование АТ на цементных заводах, за счет технологии производства цемента и уникальных условий сгорания в цементной печи, происходит без увеличения таких выбросов. Особенности технологии, используемой на цементных заводах, позволяют отрасли содействовать в вопросе утилизации отходов. Однако глобальной цели использовать цементные заводы подобным нецелевым образом нет», — отмечает том-менеджер LafargeHolcim Россия.

Получение и использование альтернативного топлива из твердых бытовых отходов для цементной промышленности

РубрикаПроизводство и технологии
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления29.06.2017
Размер файла17,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Получение и использование альтернативного топлива из твердых бытовых отходов для цементной промышленности

И.В. Ламзина

А.В. Голдов

Сложившаяся в нашей стране ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения бытовых отходов приводит к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу. Необходимость утилизации и безопасного обезвреживания твердых бытовых отходов является на сегодняшний день первостепенной задачей.

Анализ ситуации на рынке производства цемента позволяет выделить необходимость в приведении цены к экономическому балансу спроса и предложения. Российским предприятиям в данный момент приходится сдерживать рост цен на свою продукцию за счет снижения прибыли, чтобы остаться на рынке. Рост стоимости природных энергоносителей приведет либо к сокращению выпускаемой продукции, что повлечет за собой упадок промышленной базы страны и, как следствие, к перекупке российских заводов зарубежными инвесторами, либо к удорожанию продукции, что сделает ее неконкурентоспособной на мировом рынке [1].

Читайте так же:
Чему равна плотность цемента

Природный газ, являясь на сегодняшний день наиболее востребованным энергоносителем, показывает высокий и быстрый ценовой рост, что не может не негативно сказаться на бюджете предприятий -потребителей. За последние пять лет цены на газ для конечных потребителей выросли на 70%.

Сегодня в Европейских странах существуют предприятия, на которых использование альтернативных видов топлива достигает 100% от общего энергопотребления [2]. При этом, природный газ используется только, как резервное топливо. В качестве альтернативного топлива можно рассматривать твердые бытовые отходы (далее — ТБО) 4-5 класса опасности (ГОСТ 30774-2001, Федеральный классификационный каталог отходов). К таковым относятся полимеры, бумага, текстиль, древесина, кожа и автопокрышки.

В виду того, что морфологический состав ТБО напрямую зависит от местных условий, то для использования твердых бытовых отходов в качестве сырья с целью получения альтернативного топлива в цементной промышленности необходимо провести их классификацию, измельчение и сушку [2, 3].

Одним из лидеров в области использования альтернативных видов топлива является Германия, так например, в 2011 году доля альтернативных видов топлива в общем потреблении топлива составила 61 % в 2011 и 2010 годах. топливо цементный печь отход

В России базовым документом в сфере альтернативного топлива является Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г. № 261 -ФЗ, в нем закреплено, что альтернативное топливо — твердое восстановленное топливо (англ. refuse derived fuel — RDF) является вторичным энергетическим ресурсом. RDF — это твёрдое восстановленное топливо, подготовленное по специальной технологии из «хвостов» отходов, которое может использоваться цементной промышленностью для замены природного топлива (газа, угля, мазута) с целью снижения себестоимости цемента [4].

Технология производства альтернативного топлива RDF в разных регионах может иметь различия, это зависит от многих факторов: разный морфологический состав отходов, дальнейший способ использования топлива, экологические особенности, разный технологический подход к операциям преобразования ТБО и др. Например, отличие технологии США от немецкой технологии в том, что в Германии топливные брикеты прессуются настолько плотно, что между волокнами практически не остается воздушных пузырей [5]. Тепловые энергетические брикеты производства США формируются за счёт уникальной технологии, когда между волокнами сохраняются воздушные пузырьки, что обеспечивает высокую теплоотдачу.

Для эффективного производства RDF из твердых бытовых отходов в Волгоградской области необходим анализ состава отходов. Средняя теплотворная способность альтернативного топлива RDF, произведенного из ТБО при влажности 10%, составляет 15 МДж/кг [6].

Использование цементной печи для сжигания отходов имеет много преимуществ, таких как:

— нейтрализация кислых газов — оксидов серы и хлористого водорода активной известью, содержащейся в материале;

— тяжёлые металлы поглощаются структурой клинкера;

— не образуются побочные продукты, такие как зольные или жидкие осадки от очистки газа;

— используется теплотворная способность отходов;

— достигается высокая температура пламени (до 2000оС).

Сжигание RDF с экологической точки зрения приемлемо, так как высокие температуры технологического процесса позволяют минимизировать количество вредных веществ в отходящих газах и обеспечивает химическое связывание в клинкерных минералах токсичных материалов, выделяющихся из отходов в процессе их переработки.

Это подтверждают исследования, проведенные Genon и Brizio, которые показали, что содержание азота в RDF ниже, чем в ископаемом топливе (0.3 — 0.5% по сравнению с 1.5 — 2%), это означает, что выбросы NOx из RDF ниже, чем для ископаемого топлива при прочих равных условиях [7, 8].

Аналогичная ситуация с точки зрения содержания серы (0,1 — 0,2% для RDF сравнению с 3 — 5% на ископаемые виды топлива). Напротив, однако, был найден показатель для хлора (0.3 — 0.5% для RDF по сравнению с 0,1% в кокс), что означает, что использование RDF может создать проблемы, такие как испарение хлоридов [9]. Таким образом, качественный состав топлива, используемый в печах, может существенно влиять на выбросы загрязняющих веществ, что следует учитывать при предварительной сортировке ТБО.

В отношении металлов, Агентство по окружающей среде Великобритании подтвердило, что не существует статистически значимого изменения выбросов по сравнению с сжиганием ископаемых видов топлива. Mlakar исследования показали снижение выбросов ртути и Seyler исследования показали снижение выбросов тяжелых металлов при использовании отходов — растворителей.

Читайте так же:
До каких температур можно заливать цемент

Содержание хлора в пластмассах может быть причиной выбросов HCl. При определенных условиях, хлор может влиять на формирование и увеличению выбросов диоксинов и фуранов [10]. Таким образом, должна быть осторожность при выборе вида пластмасс для сжигания в печах. Однако, данный отрицательный фактор при использовании ТБО как топлива может быть частично или полностью устранен на этапе сортировки отходов, путем удаления хлорсодержащих фракций или переработки их при более высоких температурах. Как вариант обращения с отходами, сжигание пластмасс в цементных печах позволяет избежать проблем их утилизации.

Снизить затраты на энергоресурсы можно путем внедрения в производственный процесс альтернативного топлива RDF, как добавки к основному топливу — природному газу.

Экономический эффект от внедрения RDF на цементных предприятиях позволяет окупить вложения в реконструкцию предприятия, необходимую для перехода на RDF, в срок не более 3 — 4 лет. Дальнейшая прибыль ложится на снижение себестоимости цемента, а значит повышение конкурентоспособности предприятия [11, 12].

Основным моментом следует считать не переработку отходов как таковую, а ресурсосбережение путем переработки. На данный момент именно ресурсосбережение является наиболее перспективным способом снижения негативного воздействия на окружающую среду выброшенных в виде отходов ресурсов.

Литература

1. Беспалов, В.И., Адамян Р.Г. Оценка условий размещения полигонов по захоронению твердых отходов потребления (ТОП) [Текст] // Журнал «European Applied Sciences».- №2, 2013. — ORT Publishing, Германия.- С. 190-194.- ISSN 2195-2183

2. Огородникова, С. Ю. Отходы производства и потребления: учебно-методическое пособие [Текст] / С. Ю. Огородникова. — Киров: «Старая Вятка», 2012. — 94 с.

3. Jinglan Hong, Xiangzhi Li, Cui Zhaojie Life cycle assessment of four municipal solid waste management scenarios in China [article] // Waste Management 30, 2010. — № 11. — p. 2362-2369

4. Охлопкин, Ю. А. Отходы как альтернативный источник топлива в цементной промышленности [Текст] // Энергия: экономика, техника, экология. — 2008. — № 8. — С. 23 — 25

5. Ali Hasanbeigi, Hongyou Lu, Christopher Williams, Lynn Price International Best Practices for Pre- Processing and Co-Processing Municipal Solid Waste and Sewage Sludge in the Cement Industry [article]// Lawrence Berkeley National Laboratory, 2012 — p. 115

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Тенденции в использовании альтернативного топлива и отходов промышленности. Основные зоны футеровки в цементной промышленности, подверженные наибольшим перегрузкам. Проникновение солей в огнеупорный материал. Особенности влияние топлива на футеровку.

творческая работа [945,2 K], добавлен 09.02.2010

Переработка отходов производства и потребления в процессе создания альтернативного твердого топлива. Подбор отходов для создания брикетного топлива. Разработка оптимального соотношения компонентов. Создание принципиальной схемы линии брикетирования.

автореферат [248,9 K], добавлен 20.09.2014

Общая характеристика и особенности утилизации отходов ракетного топлива, в состав которого входит нитрат аммония. Понятие, сущность, классы, состав и баллистические свойства твердого ракетного топлива, а также его и описание основных методик утилизации.

курсовая работа [56,9 K], добавлен 11.10.2010

Достоинства и недостатки сжигания промышленных отходов в многоподовой, барабанной печи и в американской установке надслоевого горения. Низкотемпературная и бароденструкционная технология утилизации резиносодержащих промышленных и бытовых отходов.

контрольная работа [1,5 M], добавлен 23.09.2009

Расчет трехкомпонентной сырьевой смеси, а также топлива для установки. Составление материального и теплового баланса цементной вращающейся печи для производства клинкера. Пути рационализации процесса спекания с целью снижения удельного расхода топлива.

курсовая работа [1,7 M], добавлен 02.07.2014

Конструирование ограждений печи. Расчет процесса сжигания топлива при заданных температурных условиях печи, использование органического топлива. Основные параметры копильника. Расчет сжигательного устройства. Разработка чертежей элементов печи.

курсовая работа [272,7 K], добавлен 19.12.2012

Классификация печей по принципу теплогенерации, по технологическому назначению и режиму работы. Основная характеристика и конструкция стационарной отражательной печи для рафинирования меди. Состав твердого топлива, различные условия процесса его горения.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 09.10.2014

Хранение добытого природного газа

Для того чтобы хранить добытый природный газ нужны специальные газонепроницаемые, герметичные резервуары. А чтобы газ занимал при хранении и перевозке меньше места, то его сжижают, для этого охлаждают до температуры — 160° С. Такой сжиженный газ хранится в емкостях из специальной стали и прочных алюминиевых сплавов. Стенки делаются двойными, а между стенками устанавливают материал, который плохо проводит тепло, для того чтобы газ не нагревался.

Но наибольшие хранилища природного газа дешевле и удобнее создавать под землей. В таких подземных газохранилищах стенками будут служить непроницаемые пласты горных пород. Для того чтобы такие породы не могли вывалиться и обрушиться, их бетонируют. Есть несколько основных способов хранения под землей сжиженных газов. Хранилище может представлять собой полость — горную выработку, которая расположена очень глубоко. Также хранилищем может быть котлован или яма, закрытая герметичной крышкой из металла.

Читайте так же:
Плотность цемента марки 200

Подземные газовые хранилища бывают двух видов: в полостях горных пород и в пористых породах. К первому виду относятся такие хранилища, которые созданы в старых туннелях, заброшенных шахтах, в пещерах, в специальных горных выработках, сооруженных в плотных горных породах (гранитах, известняках, каменной соли, глине). В полостях горных пород хранятся газы, в основном, в сжиженном состоянии. Чаще всего это бутан, пропан и их смеси. Ко второму виду относятся хранилища в истощённых газовых и нефтяных месторождениях, в водоносных пластах. В них обычно природный газ хранится в газообразном состоянии.

Самыми удобными и дешевыми газохранилищами являются такие, которые созданы в истощённых газовых и нефтяных залежах. Чтобы использовать такие ёмкости под хранилища, необходимо устанавливать дополнительное оборудование, прокладывать необходимые коммуникации, ремонтировать скважины. В тех местах, где необходимы резервы газа, а таких истощённых газовых и нефтяных залежей нет, газохранилища сооружают в водоносных пластах. Газохранилище в водоносном пласте – это искусственно созданная газовая залежь, используемая циклически.

Добыча природного газа — это важнейшая отрасль добывающей промышленности, и это основная отрасль формирующая профицит государственногог бюджета.

Правила промышленной безопасности

Газовая индустрия является одной из опаснейших сфер деятельности в области добычи природных ископаемых. В силу своих физико-химических свойств природный газ взрывоопасен, отлично горит, обладает удушающим действием и при этом не имеет запаха. Отсюда понятна высокая требовательность к промышленной безопасности в газовой отрасли, причём как со стороны органов федерального надзора, так и с позиций персонала и владельцев опасных производственных объектов – ОПО.

Правительством Российской Федерации была разработана концепция совершенствования политики в области безопасности и активизации инноваций предприятий в период до 2020-го года. Результатом её осуществления стала разработка и появление целого ряда регламентов, правил и норм, руководствоваться которыми обязаны все субъекты технической эксплуатации ОПО. Основным руководящим документом, регламентирующим политику организации в сфере обеспечения должного уровня защищённости персонала и оборудования, на территории Российской Федерации являются «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (в редакции, действующей с 1 января 2017 года). Данный документ утверждён приказами органов горного и технологического федерального надзора и действует на всей территории нашего государства.

Согласно статистике на начало 2019 года количество аварий на магистральных газопроводах России в предшествующем году составило 8 случаев. Ежегодный ущерб примерно равен 80 млн. рублей. Основными причинами аварий газовых объектов являются:

  • механические повреждения;
  • повреждения, вызванные природными явлениями;
  • взрывы при розжиге газа;
  • неисправность оборудования;
  • утечка газа, выход из строя оборудования.

Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на газовых объектах весьма существенна. Для ликвидации аварий, взрывов, пожаров, утечек газа в организациях создаётся газоспасательная служба, организующая аварийно-спасательные работы. При этом она обязана активно взаимодействовать с другими аварийно-техническими формированиями. Только высокопрофессиональные, согласованные действия достаточного количества персонала, оснащённого всеми необходимыми защитными средствами от воздействия пламени и природного газа, могут устранить возникшую проблему. Вот почему вопросам безопасности газового хозяйства необходимо уделять первоочерёдное внимание.

Углеродная нейтральность «за чужой счет»

Интересные наблюдения прозвучали на совещании и по поводу периодически звучащих с Запада упреков в адрес России за то, что она не соблюдает требования к экологичности промышленности. Председатель правления компании «Интер РАО» Борис Ковальчук рассказал, что «выработка на угле в Германии по итогам года составляет 27% от энергобаланса, а в России 13%». И это в Европе называют борьбой за углеродную нейтральность? Разве так можно?

«Оказывается, можно, и они это делают, — продолжил разговор Путин. — И стараются делать (имею в виду — европейцы в целом) за чужой счет. В данном случае пытаются делать за наш счет, за счет РФ. Надеюсь, соответствующий диалог мы выстроим, имея в виду интересы всех сторон на мировом энергетическом рынке».

Говоря о «Северных потоках», президент напомнил отдельно поборникам экологической чистоты: «Поставка по новым трубопроводным системам, которые введены в строй в последние годы и вводятся сейчас, в 5,6 раза уменьшает количество выбросов CO2 в атмосферу за счёт того, что там новое оборудование, больший объём с меньшими выбросами, имея в виду и качество трубопроводной системы, через которую можно прокачивать продукты с большим давлением».

А говоря о будущем, президент дал понять, что Россия не повторит ошибки Европы и намерена развивать все направления энергетики: и традиционные, и новые. Среди последних — малая атомная генерация, водородная энергетика, использование приливной энергии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector