Irtishspb.ru

Строительство и Ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Немецкий кирпич с клеймом

Пустырь на окраине Москвы 200 лет назад превратился в промышленный центр, а теперь стал кварталом будущего

29 сентября 2021 7:00

Ко Дню города в столице запустили экскурсии «Москва глазами экспата». Экспатами называют иностранных специалистов. Они открывают свой бизнес, или как говорили раньше — дело, проникаются нашей культурой и привносят свою. Москва становится их вторым домом.

В Царской России иностранцы основали в городе сотни производств. В советские годы многие стали платформами для новых фабрик. Но с переходом в постиндустриальную эпоху заводы стали уходить из Москвы. Промзоны оказались заброшены.

Бывшие цеха в мегаполисе мирового масштаба не могут простаивать. Им дарят вторую жизнь — ревитализируют. Власти Москвы реализуют проект «Индустриальные кварталы». Его цель: превратить бывшие промзоны, ныне заброшенные и неэффективно используемые территории, в современные районы города с высокотехнологичным производством, жилыми комплексами, детсадами, школами, больницами и общественными пространствами.

Комплекс экономической политики имущественно-земельных Москвы пригласил гидов, которые специализируются на теме промышленного наследия. Они рассказывают горожанам о городе, каким ее видели и видят экспаты. Корреспондент «КП» сходил на экскурсию по Рябовской мануфактуре и окрестностям. В этом квартале располагались порядка 30 предприятий.

Рассказываем пять интересных фактов. Еще больше поведают на экскурсии, куда могут записаться все желающие. Всего доступны четыре маршрута.

Попугай бы вздрогнул.

— Роман, начну всё-таки со скандала, который с подачи общественников «МоегоФасада» разгорелся в Ростове этим летом. В городе в рамках программы подготовки к Чемпионату мира 2018 года начали приводить в порядок фасады и крыши старых домов, которыми наводнён центр. Казалось бы, хорошее дело.

— Мы тоже так думали. Это было лето — июнь, июль. Я увидел: один дом в лесах, другой. После мы пригляделись: современной да ещё и дешёвой штукатуркой замазывали старые кирпичные дома. Началось, без преувеличения, обезображивание зданий. Во-первых, под слоем штукатурки некоторые детали кирпичного декора попросту пропадают — их не видно! То есть идёт сознательное упрощение архитектурного облика. Хотя за последнее столетие архитектура на Дону и без того пришла в упадок. Это до революции, возводя дом, думали о его облике. Сегодня почему-то решили: дом — это просто коробка. Насаждаются серость, безликость. В придачу для «ремонта» выбирали нередко и какие-то безобразные цвета — свежую штукатурку красили в ярко-оранжевый и другие клоунские расцветки. Увидев это, даже попугай бы вздрогнул.

Есть вопросы и к самой программе. Она подразумевает приведение в порядок только фасадов и крыш. Но жители домов (причём дома штукатурили на условиях софинансирования со стороны жильцов) жаловались и жалуются: «Зачем вы ремонтируете первым делом фасад?!» Мол, у нас текут трубы, прогнулись старые межэтажные перекрытия, повреждён фундамент. Такой ремонт, скорее, лишь показуха. Понятно, что если фасады «плывут», то штукатурка будет осыпаться, трескаться. Эти дома через два — три года (ещё до Чемпионата мира) по второму разу придётся красить и штукатурить. Это беспроигрышный вариант для осваивания всё новых бюджетных средств. Давайте сейчас покрасим, через пару лет за счёт бюджета опять будем нанимать строительные организации и красить. Очевидно, кто-то попросту нагреет на этом руки.

На пресс-конференции, которую организовал «МойФасад», пригласили и известных архитекторов, и представителей городского Департамента ЖКХ. Любовь Волошинова, архитектор, в отношении дома по пер. Газетному, 97, просила: мол, сохраните старинную дверь, она одна из красивейших в Ростове! Дверь деревянная, резная, с кованой накладкой. Таких больше нет и не будет. Директор департамента кивал. Но строители всё равно поменяли её на железную. Понимаете, с одной стороны, говорят, будут привлекать красивыми домами туристов. Но кому интересны дома, обмазанные современной дешёвой штукатуркой?!

— После скандала в ситуацию вмешался губернатор. В итоге вы чего-то добились?

— Те 30 домов «доремонтируют» уже так, как было начато. Однако результат той волны, которую мы подняли, есть. По решению губернатора создали комиссию, куда вошли общественники, известные архитекторы, эксперты. Они будут определять, как ремонтировать фасад каждого дома в будущем.

Если идея окажется эффективной, мы сможем повлиять на судьбы сотен домов. Хотя по-прежнему считаем: сначала надо приводить в порядок коммуникации, перекрытия, фундамент, а потом уже фасад.

Читайте так же:
Марка кирпича для межкомнатных перегородок

Самые известные фарфоровые заводы ГДР

Керамическое производство было одной из самых важных отраслей промышленности Восточной Германии. И неудивительно, ведь в «наследство» просоветскому государству досталась мануфактура Мейсена – первая в Европе, как по году создания, так и по качеству выпускаемой продукции. Помимо этого гиганта, ориентированного преимущественно на европейских потребителей люксового сегмента, существовали менее значимые предприятия, чьи сервизы и статуэтки поставлялись преимущественно в СССР и пользовались большим успехом.

Почти все они располагалась в Тюрингии – соседней с Саксонией федеральной земле, которая во времена ГДР была разделена на три округа: Зуль, Гера и Эрфрут. Среди советских ценителей фарфоровой посуды наибольшей известностью пользовались заводы:

  • Kahla;
  • Wallendorfer Porzellanmanufaktur;
  • Zierporzellanwerk Lichte;
  • Graf von Henneberg Porzellan Ilmenau;
  • Оscar Schlеgelmilch.

Немецкая посуда отличалась белизной и тонкостью черепка, изящными формами и элегантным, стойким декором. Применялись качественные, безупречные по исполнению деколи, отводка золотом и в некоторых сервизах люстр. Цена на фарфор из ГДР была высокой и во времена его изготовления, поэтому он относился к домашним ценностям.

Немецкие сервизы редко использовались в качестве повседневных. Они хранились на видном месте в сервантах, как признак статуса и достатка, а доставались лишь в исключительных случаях. Неудивительно, что на сегодняшних антикварных аукционах представлено так много абсолютно новых наборов и гарнитуров посуды эпохи ГДР.

Ещё один важный момент: все предприятия, занимавшиеся выпуском фарфора в Восточной Германии, были созданы не позднее XIX века. Их традиции складывались в эпоху расцвета керамического производства страны, что сказалось на качестве масс-маркета периода социализма.

Kahla

Те, кто жил во времена Союза, помнит культовый сервиз «Мадонна» в псевдо-барочном стиле, обладание которым считалось настоящей роскошью. Счастливцы, побывавшие в ГДР, старались обязательно привезти домой изящный фарфор, покрытый перламутровым люстром и декорированный медальонами со сценками из древнеримской мифологии. Особенно ценились сервизы фабрики Kahla из одноименного города на востоке Тюрингии.

Предприятие было основано в 1844 году торговцем Кристианом Эккардтом. Небольшая мануфактура со штатом в 20 человек, изначально выпускавшая кукольные головки, быстро превратилась в солидный завод, лидера фарфоровой отрасли Тюрингии, а затем и всей Германии.

После Второй мировой войны в 1952 году Kahla получает статус народного предприятия и переходит в ведение государства. Фабрика становится крупнейшим в ГДР производителем и экспортёром фарфоровой посуды. Свыше 50% продукции поставлялось в 30 стран восточной и западной Европы.

В 1979 году компания превратилась в концерн Vereinigte Porzellanwerke Kahla, объединивший 17 фарфоровых заводов, на которых работало 18 000 человек. Помимо знаменитой «Мадонны», гигант керамической индустрии прославился сервизами с «луковой» росписью, имитировавшими знаменитые мейсенские образцы. Неповторима была и детская посуда Kahla до сих пор вызывающая приятные воспоминания у своих обладателей.

После денационализации 1994 года завод, оказавшийся на грани банкротства, полностью сменил ассортимент и стиль продукции. В настоящее время выпускаются две линейки: KAHLA Elegance и Modern в современном духе, со ставкой на необычную форму и лаконичный декор. А с 1995 года к ним добавился профессиональный фарфор сегмента HoReCa, обеспечивающий основной доход предприятия. И если синий «луковый» сервиз сохранился в ретроспективной коллекции, то «Мадонна» исчезла из ассортимента навсегда. Сегодня аналогичную посуду выпускают Польша и Чехия, но её качество несравнимо с немецкими прототипами 1950-х годов.

Цена на оригинальный сервиз «Мадонна» на 12 персон от Kahla на антикварных рынках колеблется от $270 до $700. Многое зависит от года выпуска – чем старше предметы сервировки, тем дороже они будут стоить с учётом их сохранности. Посуда должна маркироваться короной и логотипом Kahla, которые заключены в круг. На некоторых изделиях может стоять подпись German Democratic Republik.

Оscar Schlеgelmilch

Ещё одним популярным в СССР производителем «Мадонны» был фарфоровый завод Оscar Schlеgelmilch из Лангевизена. Основанное в 1892 году предприятие специализировалось на кофейных и чайных сервизах, прославивших не только бренд, но и родной город. Продукция создавалась из тонкого прочного фарфора оттенка слоновой кости, расписывалась подглазурными и надглазурными красками с использованием золотых отводок. Сервизы Оscar Schlеgelmilch всегда имели праздничный нарядный вид и выполнялись в классическом стиле.

Читайте так же:
Облицовочный кирпич колотый серый

Предприятие обеспечивало высококлассной посудой Северную и Южную Америку, Скандинавию и Балканский полуостров, не говоря уже о Германии и СССР. По иронии судьбы в 1972 году его закрыли из-за нерентабельности. Сервизы Оscar Schlеgelmilch имеют особую ценность среди коллекционеров. Стоимость отдельных антикварных гарнитуров 1960-х годов выпуска может достигать $1000.

Graf von Henneberg Porzellan Ilmenau

Один из старейших фарфоровых заводов Тюрингии – «Граф фон Хеннеберг» был основан в 1777 году в городе Ильменау. Первой его продукцией стали сервизы в античном стиле и копии сине-белой «яшмовой» керамики Веджвуда. Некоторые чашки, кофейники и вазы моделировал и расписывал сам великий Гёте. В XIX веке предприятие запатентовало несколько уникальных декоративных материалов, в частности матовый люстр и золочение, а также рельефную отводку драгметаллами, известную как фарфоровая финифть.

После Второй мировой войны продукция завода в Ильменау почти полностью экспортировалась в Советский Союз для удовлетворения репарационных требований. В 1973 году произошло объединение нескольких малых фарфоровых предприятий города в концерн Graf von Henneberg со штатом около 3000 человек. Самой известной продукцией тех лет стали кобальтовые сервизы с росписью 24-каратным золотом, посуда с «мейсенскими розами» и сине-белыми «луковыми» узорами.

Параллельно с предметами сервировки для домашнего обихода выпускался фарфор для ресторанно-гостиничного бизнеса. Продукция концерна Ильменау была призёром многих международных выставок, где отмечалось её уникальное качество, достигнутое благодаря инновационным технологиям. Несмотря на все достижения, завод прекратил существование в 2002 году.

Клеймо завода – герб рода Хеннебергов, увенчанный короной и перевитый лентой с надписью «Graf von Henneberg Porzellan 1777», нанесённый зелёной надглазурной эмалью. В период между 1983 и 1989 годом маркировка была синей. Цена на сервизы бренда демократичная и редко выходит за пределы $200.

Wallendorfer Porzellanmanufaktur

Первый тюрингский завод по производству фарфора был основан в 1764 году в городе Лихте. Он относится к старейшим не только в Германии, но и в Европе. Посуда завода из твёрдого фарфора на основе богемских каолиновых масс отличалась характерным «немецким» декором. Став государственным предприятием в 1953 году, Wallendorfer сохранил свой стиль и продолжил работать по уникальным старинным технологиям с ангобированием сырья, что повышало прочность и гладкость изделий на стадии бисквита.

После 1990 года владельцами компании стали китайские инвесторы. Чтобы не приобрести новодел «под винтаж», обладающий низкой художественной ценностью, нужно обращать внимание на надпись рядом с клеймом завода. Если там указано «Made in GDR» или «Germany» – это раритетный экземпляр, достойный украшать любой дом и стол, а также обещающий выгодное вложение капитала.

Lichte Porzellan

Открытый в 1822 году, фарфоровый завод стал главным конкурентом уже действовавшей в Лихте мануфактуры Wallendorfer. С середины и до конца XX столетия предприятие выпускало фарфоровую посуду с лаконичными простыми формами, тяготеющими к модернизму. Его специализацией были чайные и кофейные сервизы, а также малая скульптурная пластика. Продукция предназначалась для внутреннего пользования и поставок в Советский Союз. Тончайший костяной фарфор Lichte был легко узнаваем среди других брендов из ГДР, позиционировался как предмет роскоши и отличался высокой стоимостью.

В 2012 году завод был расформирован. Его товарный знак эпохи социализма – стилизованная буква L с цифрами 1822 и описывающей круг надписью: «FINE CHINA LICHTE».

Мейсен эпохи ГДР

Пионеру европейского фарфорового дела с трудом удалось выстоять в период тотального массового производства, при полной потере индивидуальности. Сразу после Второй мировой войны керамическая индустрия Германии взяла курс на выпуск ширпотреба, не имеющего ничего общего с концепцией элитарных предметов декора, предлагаемой Мейсеном.

В 1946 году знаменитую на весь мир фабрику превратили в филиал советского предприятия «Цемент», как того требовали условия репарации. В течение четырёх лет фарфоровый гигант практически бездействовал и только после получения статуса народного предприятия WEB Staatliche Porzellan-Manufaktur Meißen, смог продолжить деятельность.

В 1960-е годы начался стремительный взлёт мейсенского производства с полным обновлением ассортимента и кардинальной сменой стиля изделий. Отказавшись от эксплуатации традиционных барочных форм, большинство которых было разработано ещё в XVIII веке, завод перешёл на авторские изделия. Ведущие художники: Людвиг Цепнер, Хайнц Вернер, Петер Штранг создали серию статуэток и предметов декора театральной и цирковой тематики. Соответствовавшие духу «социалистического реализма», эти фарфоровые шедевры в то же время отличались изысканной пластикой, тонким юмором и проработкой, соответствующей высшим стандартам довоенного Мейсена.

Читайте так же:
Уголь при производстве кирпича

С 1970 года стали регулярно выпускаться лимитированные серии авторских изделий, существенно обновившие классический ассортимент Мейсена. Несмотря на все перипетии, завод продолжал оставаться лидером отрасли и одной из главных статей экспортного дохода ГДР. Это объясняется возросшим интересом к элитному фарфору в США и странах западной Европы. Стоимость мейсенских изделий была впечатляющей, например, в фирменном магазине Tiffany комплект из 5 предметов стоил $800-1200. Но число желающих заполучить в коллекцию лучшие образцы немецкого фарфора не уменьшалось.

Некоторые особенности топоров и советы по выбору

Определить, как был сделан, согласно каким стандартам тот или иной советский топор легко, ведь каждый из них обязательно соответствовал ГОСТу. Достаточно достать документы и посмотреть, какие в том году были стандарты. Соблюдать их было обязательным, поэтому большинство топоров выпущенных в СССР в одинаковый период, и являются практически одинаковыми. Конкретные клейма интересуют коллекционеров.

Как же выбрать топор, если вы впервые столкнулись с этим вопросом и хотите приобрести его для работы. Важными факторами при выборе являются:

  • масса изделия;
  • форма лезвия;
  • форма и качество топорища.

Масса. В обязательном порядке топор должен весить более 900 грамм. Цели, которые преследуют производители топоров с меньшей массой, вовсе не понятны. Такой вес более присущ топорам туристического назначения, но даже для этих целей можно взять более тяжелый топор, так как легким в походе мало что удастся сделать.

Оптимальной массой для топора считается 0,9–1,7 кг. С таким весом работать будет более комфортно, инструмент хорошо лежит в руке. Он подойдет и для колки небольших и средних дров, и для строительства. Для колки дров большого размера следует присмотреться к топору с весом 2000–2500 грамм. Соответственно он должен иметь и удлиненное топорище.

Форма лезвия — более важный параметр. Стандартным топором считается плотницкий топор, он же и выпущен по ГОСТу в советские времена. Топор наиболее универсален и пригоден для большинства работ. Этот инструмент не очень хорошо подходит для условий леса, а для всего остального годится идеально.

Для леса существует несколько дополнительных видов топоров. Закругленным лезвием и вырезом снизу обладает топор финской формы. Он подходит и для колки дров, и для рубки леса. Таежный топор предназначен для рубки твердых пород древесины. Лезвие его под более острым углом расположено к топорищу, поэтому сначала в дерево входит верхняя его часть.

Что касается марки стали, из которой сделано лезвие, стоит учитывать следующее. Если топор изготовлен из слишком мягкой стали, то он будет часто тупиться. Жесткая или перекаленная сталь будет крошиться, особенно если в структуре лезвия имеются дефекты и брак.

Топорище — это не менее важная деталь, чем лезвие. Порода дерева, из которой оно изготовлено, должна хорошо переносить вибрации. Если будет иначе, то сила удара топором частично перейдет в вибрацию, и эффективность удара от этого станет меньше. Ошибкой является изготавливать топорища из сосны, которая наиболее часто для этого используется. Отлично для этой цели подойдет береза, она достаточно твердая, гибкая и имеет небольшой вес. Неплохими характеристиками, необходимыми для изготовления топорища, также обладает дуб.

Форма ручки топорища должна иметь удобный изгиб и хорошо ложиться в руку, на конце его должно присутствовать утолщение. Оптимальная длина составляет от пятидесяти до семидесяти сантиметров, топорище, которое длиннее, используется для более серьезных работ.

Конечно, если речь идет об очень старых топорах, то, скорее всего, будет приобретаться только лезвие, а топорище может и вовсе отсутствовать. Его придется подбирать или делать самостоятельно.

Понятие советского качества существовало всегда, особенно относительно инструмента. Покупая топор советского образца, стоит обязательно взглянуть на дату изготовления и проверить ГОСТ этого года на соответствие желаемым параметрам. Большинство топоров имеют стандартные и опознанные клейма, однако существуют и неопознанные. Для коллекционера разница принципиальная, а вот для человека, который просто хочет купить в хозяйство качественный инструмент, подойдет любой.

Читайте так же:
Электрические печки для кирпичей

Старинная фабрика немецкого фарфора Нимфенбург Nymphenburg (1747 г.)

Фабрика, которая по сей день отказывается от автоматизированных процессов производства, была открыта во дворце Neudeck Баварским королевским домом, а затем перенесена во дворец Nymphenburg. В 1754 г. курфюрст Макимилиан III Йозеф нанял на работу талантливого модельмейстера Франца Антона Бустелли, который создавал изящные, кажущиеся живыми статуэтки и декорировал посуду лепниной в рокайльном стиле. Края украшались каймой голубого, зеленого, пурпурного или золотистого цвета. Правда, ранние творения Бустелли в отличие от более поздних были примитивными, немного неуклюжими и напоминали работы других баварских керамистов. Кроме него, в Нимфенбурге трудились также такие известные скульпторы, как Иоганн Петер Мельхиор и Доминик Авличек старший.

Большую поддержку в XVIII в. предприятию оказывал Людвиг I, по заказу которого изготавливались сервизы, украшенные копиями известных картин и изображениями баварских ландшафтов в античном стиле. Миниатюрные копии произведений из королевской галереи рисовал художник Антон Ауер, приступивший к работе в 1810 г. Его преемниками стали Кристиан Адлер и сын, Максимилиан Йозеф Ауер.

Примером для мастеров, выполнявших орнаментальную и фигурную роспись, служили гравюры аугсбургского художника Нильсона, чье творчество оказало большое влияние на стиль рококо в декоративно-прикладном искусстве Баварии. Часто изображались сцены деревенской жизни, напоминавшие работы нидерландского гравера Тенирса. Фигурная роспись почти всегда была разноцветной: использовались светло-голубая, желтая, пурпурная и зеленая краски.

В середине XIX в. фабрика переживала упадок и поставляла в основном простой, прочный фарфор в больницы, монастыри, гостиницы и военные части. Ассортимент изящной посуды сохранился на случай повторных заказов. В конце XIX в. в Нимфенбурге делали подставки под пивные кружки, головки для курительных трубок и фарфоровые медальоны на памятники. Возвращение к старым традициям произошло в начале XX в.

Послевоенные изменения, новая модель котелок М1931

Сам котелок состоит из двух частей, можно назвать их половинками: нижняя, она же «горшок», основная составляющая котелка для приёма пищи: каши, супов и пр., и крышка, она же сковородка, которую удобно использовать для жарки чего-либо, или, как вариант, дать товарищу, если у него котелка нет. Изначально котелок производился целиком из алюминия. Высота котелка 14 см, а внутренний объём 1,7 литра. Котелок отличает интересная форма, если посмотреть сверху, то котелок напомнит почку.

Отличительная особенность это ободок, который выступает наружу крышки в ранних моделях. Ручка навесная и крепится к «сковороде» заклёпками. В верхней части заклёпок есть щель, а на нижней части ручки находится петелька. Для чего это? Петлю можно продеть в основной котёл и таким образом получится удобная навесная конструкция, чтобы подогреть еду и пожарить мясо в сковороде. Изначально к ручке сковороды крепилась скоба из металла, через которую проходил чёрный кожаный ремешок, который удерживал котелок и сковороду вместе в походном положении. Если у вас есть вариант котелка с ремешком, то я вам завидую, у вас интересный ранний хороший экземпляр.

На фото выше — реплика.

Ранние модели котелка окрашивались в тёмно-серый матовый цвет, знаменитый немецкий Feldgrau.

В цвет Фельдграу окрашивались котелки производства от 1935 и до 1941 года. Насколько мне известно, в конце апреля 1941-го года, вышел приказ HM 41, No. 435, который установил цвет котелков как серо-зеленый, который стал известен, как Graugrün (см. ниже):

Однако в большинстве случаев котелки откапываются со стёршейся краской, потому что при постоянном использовании краска легко стиралась.
Также был выпущен ограниченный выпуск камышово-зеленого цвета, с аналогичным цветом ремешков, специально для Африканского корпуса (Deutsches Afrikakorps (DAK)).

Фарфоровая посуда из Германии: советский шик с немецким акцентом

Немецкий фарфор достойно украшал гостиные советских квартир. Помните, как выглядели праздничные застолья во времена наших бабушек и дедушек, а, возможно, мам и пап? Неизменная жареная курица, селедочка «под шубой» и «мимоза», бутерброды с икрой. И вся эта роскошь выложена на какой-то удивительной посуде — окантованной золотом, переливающейся всеми цветами радуги, невероятной. А перед гостями хозяйка с гордостью расставляла такие же радужные тарелки. До сих пор у многих в домах хранятся, а порой и активно используются немецкие фарфоровые сервизы времен СССР — свидетели истории советского быта.

Читайте так же:
Объем кирпича обыкновенного красного

Советский гламур

Нет пророка в Отечестве — так говорят. Несмотря на то, что в СССР хоть и редко, но производился фарфор отменного качества — например, продукция Ленинградского фарфорового завода, — советские люди стремились заполнить полки дефицитных мебельных «горок» ширпотребными «гэдээровскими мадоннами». Даже в не слишком богатых семьях в буфетах за стеклянными дверцами стояла радужная позолоченная «красота».

Отечественных граждан в их стремлении к бело-золотому гламуру понять можно — бедность (особенно послевоенная), стремление советских производителей все и вся превратить в агитки, включая посуду, и прочие неудобства.

Хотелось уюта, хотелось чего-то… волшебного и при этом статусного. Это жены генсеков коллекционировали бриллианты и шубы, простые же работницы и интеллигенция мечтали о красивых радужных тарелках, которыми смогут любоваться сквозь стекла серванта, а при случае блеснуть ими перед гостями. На фоне грубого фаянса а-ля ФФЗ «Чайка» все это золотое великолепие действительно ослепляло.

К слову, украшали советские шкафы не только пресловутые столовые сервизы, но и интеллигентные кофейные чашечки-«наперстки» с блюдцами, удивительной красоты фарфоровые статуэтки танцовщиц, нежных дам в пышных платьях и прочих пастушек. Вы еще помните, как мама или бабушка под угрозой лишения всех возможных удовольствий запрещала даже приближаться к ним?

Роль в культуре

Кстати, об искусстве. Немецкий фарфор основательно «засветился» в советском кинематографе. «Примирительный» ужин в милой комедии «По семейным обстоятельствам» проходит с участием чайного набора. В кадре, где зять с Галиной Аркадьевной моют посуду, можно даже разглядеть фирменную позолоту и розочки Kahla (или это все-таки Weimar Porzellan?). Кстати, такая же тарелочка с розочкой присутствует в кадре «Операции Ы», где главные герои-студенты, увлекшись учебником, поедают сосиски с горчицей. А помните знаменитый визит лже-дочери профессора Тихомирова в жилище Рудольфа из «Москва слезам не верит»? Что за посуда украшала стол родителей сердцееда, пытавшихся «пустить пыль в глаза» будущей невестке?

Производители

На дне каждой тарелочки или фарфоровой вещицы из ГДР красовалось клеймо одно из немецких фабрик: Kahla, Fortuna Eisenberg, Meissen и Weimar (их «кобальтовые» наборы действительно прекрасны, в отличие от прочего немецкого ширпотреба), и других.

Кстати, перламутровые сервизы в барочном стиле, получившие название «Мадонна», производились на фабриках Kahla, а затем и Oscar Schlegermilch. Поняв, что жители СССР неравнодушны именно к «Мадонне», фабрики серьезно увеличили выпуск такой посуды.

Как всё начиналось

Но немецкого фарфора в СССР никогда не было в свободной продаже. Почему же в большинстве семей ею с удовольствием пользовались — по праздникам? Здесь напрашивается аналогия с колбасой, которая отсутствовала в магазинах, но лежала в любом советском холодильнике.

После окончания Великой Отечественной началось восстановление германской промышленности, в том числе и фарфоровых производств. Одной из первых, подвергшихся реконструкции фабрик, была Kahla, где и производился знаменитый сервиз. Немецкий фарфор отличался весьма неплохим качеством и привлек внимание прежде всего жен военных, оказавшихся с мужьями в послевоенной Германии. Уезжая, генеральские жены, разумеется, забирали посуду с собой.

Присутствие в ГДР советских войск стало постоянным, а значит, поток «мадонн», ввозимых в СССР, не иссякал. Те, кому не посчастливилось иметь родственников-военных или тех, кто регулярно бывал в командировках в ГДР, престижную немецкую посуду «доставали». Иногда через знакомых, порой через проводников поездов, совершавших рейсы в Германию — с бешеной переплатой, конечно. К слову, посуду редко перевозили самолетом — в багаже от нее остались бы одни осколки.

Новая жизнь винтажного немецкого фарфора

Сегодня у многих в семьях еще сохранились остатки советской роскоши — пылятся в шкафах и коробках слегка потускневшие «мадонны», тянут ножки хрупкие статуэтки балерин. Многие не знают, что делать с этом «богатством», а между тем продукция ГДР-овских мануфактур сегодня пользуется хорошим спросом у коллекционеров. Антиквариат как всегда стоит немалых денег. Хотя, можно использовать и по прямому назначению — налить в крошечную золотистую чашечку ароматного эспрессо и представить что за окном 70-е. Почему бы нет?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector