Звуковой разбор слова кирпич
Работа по проведению фонетического анализа слова заключается:
- в правильном написании слова и определении в нем ударения;
- в разделении на слоги и установлении мест слогового переноса частей словоформы;
- в записи слова согласно произношению – в транскрипции;
- в подробной характеристике каждой фонемы;
- в подсчете количества букв и звуков.
Памятка и правила
А | О | У | Ы | Э | Л | М | Н | Р | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З | Ъ |
Я | Ё | Ю | И | Е | П | Ф | К | Т | Ш | С | Х | Ц | Ч | Щ | Ь |
Буквы: А О У Ы Э – указывают на твёрдый согласный звук.
Буквы: Я Ё Ю И Е – указывают на мягкий согласный звук.
[Л] [М] [Н] [Р] [Й’] – непарные звонкие согласные звуки.
[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] – непарные глухие согласные звуки.
Ъ Ь – не дают звука.
[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки.
[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки.
[Ж] [Ш] [Ц] – всегда твёрдые звуки.
[Ч’] [Щ’] [Й’] – всегда мягкие звуки.
Я Ё Ю Е
[Й’] [А] [Й’] [О] [Й’] [У] [Й’] [Э]
Я, Ё, Ю, Е – дают два звука, если стоят:
- в начале слова ( я ма, ё ж, ю ла, е ль);
- после гласной (лесна я , уме ю );
- после ь, ъ (вь ю га, подъ е зд).
- Делая фонетический разбор, произносите слово вслух.
- Всегда проверяйте транскрипцию.
- Обращайте внимание на орфограммы при фонетическом анализе.
- Обращайте внимание на звуки, произносимые в слабых позициях, таких как: стечение согласных или стечение гласных, согласные шипящие, непарные согласные по твёрдости и мягкости или звонкости и глухости.
Определяем, сколько звуков обозначает каждая буква
Тут вам надо запомнить, что е, ё, ю, я всегда включают в себя два звука в трех случаях:
- Когда с них начинается слово: яблоко, ягода.
- Когда перед ними находится какой-нибудь гласный: сияние, терпение.
- Если перед ними есть мягкий или твердый знак: вьюн, въезд.
Давайте подробнее разберем каждую букву.
Я – «й» + «а». Не «аблоко», «агода», а «йаблоко», «йагода».
Ё – «й» + «о». Мы не говорим «вёт», «пёт», мы говорим «вьйот», «пьйот».
Е – «й» + «э». Не «эхать» и не «вьэхать», а «йэхать», «вьйэхать».
Ю – «й» + «у». Не «ула» и не «вьуга», а «йула», «вьйуга».
Не забывайте еще про букву «и». Она тоже может обозначать два звука, но только тогда, когда находится после Ь или Ъ. Мы никогда не говорим «вороби», мы говорим «воробьйи».
Если анализируемая вами буковка обозначает два звука – надо от нее провести две линии и написать на отдельных строках каждый звук.
Бывает и другая ситуация. Когда несколько букв «сливаются» в один звук. В этом случае от них ставятся две черточки к одному звуку. Например, «тьс» всегда сливается в «ц», а удвоенные согласные – в один долгий согласный звук.
Пример звуко-буквенного разбора
Чтобы выполнить звуко-буквенный разбор, запишем слово и поставим в нем ударение. Разделим его на фонетические слоги. Учитывая все фонетические изменения в слове, запишем по вертикали буквы и соответствующие им звуки слова в квадратных скобках. Дадим фонетическую характеристику каждому звуку.
Например, выполним фонетический разбор слова «ёлочный»:
ёлочный [й’ о л а ч’ н ы й’]
ё-ло-чный — 3 слога. Первый слог ударный.
- буква «ё» — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
- [о] — гласный ударный;
- буква «л» — [л] — согласный звонкий непарный, твердый парный;
- буква «о» — [а] — гласный безударный;
- буква «ч» — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный;
- буква «н»- [н] — согласный звонкий непарный, твердый парный;
- буква «ы» — [ы] — гласный безударный;
- буква «й» — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
В слове «ёлочный» 7 букв, 8 звуков.
Схема фонетического анализа
Из текста выписываются указанные учителем слова, а затем, уже через дефис пишутся с разбивкой по слогам. Ставится ударение, все буквы записываются в столбик, рядом с ними — в квадратных скобках записывается слово в звуковом или в том виде, как оно слышится, подводится черта и подсчитывается итоговый результат. Далее производится анализ звуко-буквенного разбора. Разница между звуками и буквами в слове может быть количественной, то есть отклонения могут быть в любую сторону, и качественной.
Правила фонетического разбора
Ниже приведены основные правила, которые необходимо запомнить детям:
- звуки [е], [ё], [ю], [я] как фонетические единицы не образуются;
- согласный становится твёрдым, когда располагается перед «а», «о», «у», «ы», «э»;
- согласный становится мягким, если он находится перед «я», «ё», «ю», «и», «е». Важно! В некоторых иностранных словах согласный, предшествующий «е», продолжает быть твёрдым;
- гласные «я», «ю», «е», «ё», стоящие перед согласными звучат так: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о];
- если гласные «я», «е», «э», «о» находятся в безударном положении и следуют за согласными, то они имеют следующее звучание: «я» — [э] или [и], «е» — [и], «э» — [э] или [и], «о» — [а];
- «ё», «я», «ю», «е», стоящие за гласными, после «ь», «ъ», в начале слова дают два звука: «я» — [й’а], «ю» — [й’у], «е» — [й’э], «ё» — [й’о] (ударные) и «я» — [й’и], «е» — [й’и] (безударные);
- «и», следующая за «ь», звучит удвоенно [й’и];
- «и», стоящую в слове сразу за «ж», «ш», «ц», произносят как [ы];
- мягкость согласного обозначают с помощью символа [‘], например [л’];
- тянущиеся звуки дополняют двоеточием;
- «й», «ч», «щ» всегда мягкие;
- «ж», «ц», «ш» всегда твёрдые;
- «й» всегда звучит мягко и звонко;
- «л», «м», «н», «р», «й» всегда значатся звонкими звуками;
- «х», «ц», «ч», «щ» всегда значатся глухими звуками;
- если парным согласным заканчивается слово, а до него стоит глухая, то транскрипция букв следующая: «б» — [п], «д» — [т], «г» — [к], «з» — [с], «в» — [ф];
- непроизносимые согласные «в», «д», «л», «т» в корнях фонетических единиц не образуют;
- удвоенные согласные, следующие за гласной под ударением, обозначают тянущимся звуком;
- удвоенные согласные, стоящие перед гласной под ударением, обозначают одинарный звук;
- «ъ» и «ь» фонетических единиц не образуют;
- «ь», стоящий после согласной, даёт мягкость;
- «ъ», стоящий после согласной, даёт твёрдость.
Разделение на слоги
Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.
- открытые заканчиваются на гласный,
- закрытые – на согласный,
- прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.
Разборы слова по слогам строятся по правилам:
- Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
- Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
- Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
- Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже [жэ], у- чи ться [ца].
Внимание! Порядок разбора со временем меняется.
Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.
- Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса.
- Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные к предшествующему: бул-ка, то – чка.
Фонетический разбор слов
Уроки русского. Звуки и буквы
Что ещё полезно знать?
В зависимости от методики и комплекта учебников, используемых учителями в конкретной школе или классе, формальные требования к фонетическому разбору слова могут слегка варьировать. Однако общие рекомендации в целом едины.
В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами. Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.
Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится [папОл’у]. Хотя возможен и вариант [попал’у]. Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» [пОф’ык].
Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так. В лингвистике это называется фонетическим словом. Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.
В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг. В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении. Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.
Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями. Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается [о], а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука [г] с придыханием парным ему фактически становится [х]. Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.