Irtishspb.ru

Строительство и Ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Звуковой разбор слова кирпич

Работа по проведению фонетического анализа слова заключается:

  • в правильном написании слова и определении в нем ударения;
  • в разделении на слоги и установлении мест слогового переноса частей словоформы;
  • в записи слова согласно произношению – в транскрипции;
  • в подробной характеристике каждой фонемы;
  • в подсчете количества букв и звуков.

Памятка и правила

АОУЫЭЛМНРЙБВГДЖЗЪ
ЯЁЮИЕПФКТШСХЦЧЩЬ

Буквы: А О У Ы Э – указывают на твёрдый согласный звук.

Буквы: Я Ё Ю И Е – указывают на мягкий согласный звук.

[Л] [М] [Н] [Р] [Й’] – непарные звонкие согласные звуки.

[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] – непарные глухие согласные звуки.

Ъ Ь – не дают звука.

[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки.

[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки.

[Ж] [Ш] [Ц] – всегда твёрдые звуки.

[Ч’] [Щ’] [Й’] – всегда мягкие звуки.

Я Ё Ю Е

[Й’] [А] [Й’] [О] [Й’] [У] [Й’] [Э]

Я, Ё, Ю, Е – дают два звука, если стоят:

  • в начале слова ( я ма, ё ж, ю ла, е ль);
  • после гласной (лесна я , уме ю );
  • после ь, ъ (вь ю га, подъ е зд).

  1. Делая фонетический разбор, произносите слово вслух.
  2. Всегда проверяйте транскрипцию.
  3. Обращайте внимание на орфограммы при фонетическом анализе.
  4. Обращайте внимание на звуки, произносимые в слабых позициях, таких как: стечение согласных или стечение гласных, согласные шипящие, непарные согласные по твёрдости и мягкости или звонкости и глухости.
Читайте так же:
Вес силикатного кирпича м200

Определяем, сколько звуков обозначает каждая буква

Тут вам надо запомнить, что е, ё, ю, я всегда включают в себя два звука в трех случаях:

  1. Когда с них начинается слово: яблоко, ягода.
  2. Когда перед ними находится какой-нибудь гласный: сияние, терпение.
  3. Если перед ними есть мягкий или твердый знак: вьюн, въезд.

Давайте подробнее разберем каждую букву.

Я – «й» + «а». Не «аблоко», «агода», а «йаблоко», «йагода».

Ё – «й» + «о». Мы не говорим «вёт», «пёт», мы говорим «вьйот», «пьйот».

Е – «й» + «э». Не «эхать» и не «вьэхать», а «йэхать», «вьйэхать».

Ю – «й» + «у». Не «ула» и не «вьуга», а «йула», «вьйуга».

Не забывайте еще про букву «и». Она тоже может обозначать два звука, но только тогда, когда находится после Ь или Ъ. Мы никогда не говорим «вороби», мы говорим «воробьйи».

Если анализируемая вами буковка обозначает два звука – надо от нее провести две линии и написать на отдельных строках каждый звук.

Бывает и другая ситуация. Когда несколько букв «сливаются» в один звук. В этом случае от них ставятся две черточки к одному звуку. Например, «тьс» всегда сливается в «ц», а удвоенные согласные – в один долгий согласный звук.

Пример звуко-буквенного разбора

Чтобы выпол­нить звуко-буквенный раз­бор, запи­шем сло­во и поста­вим в нем уда­ре­ние. Разделим его на фоне­ти­че­ские сло­ги. Учитывая все фоне­ти­че­ские изме­не­ния в сло­ве, запи­шем по вер­ти­ка­ли бук­вы и соот­вет­ству­ю­щие им зву­ки сло­ва в квад­рат­ных скоб­ках. Дадим фоне­ти­че­скую харак­те­ри­сти­ку каж­до­му звуку.

Например, выпол­ним фоне­ти­че­ский раз­бор сло­ва «ёлоч­ный»:

ёлоч­ный [й’ о л а ч’ н ы й’]

ё-ло-чный — 3 сло­га. Первый слог ударный.

  • бук­ва «ё» — [й’] — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непарный;
  • [о] — глас­ный ударный;
  • бук­ва «л» — [л] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый парный;
  • бук­ва «о» — [а] — глас­ный безударный;
  • бук­ва «ч» — [ч’] — соглас­ный, глу­хой непар­ный, мяг­кий непарный;
  • бук­ва «н»- [н] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый парный;
  • бук­ва «ы» — [ы] — глас­ный безударный;
  • бук­ва «й» — [й’] — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непарный.
Читайте так же:
Красивый кирпич для печки

В сло­ве «ёлоч­ный» 7 букв, 8 звуков.

Схема фонетического анализа

Из текста выписываются указанные учителем слова, а затем, уже через дефис пишутся с разбивкой по слогам. Ставится ударение, все буквы записываются в столбик, рядом с ними — в квадратных скобках записывается слово в звуковом или в том виде, как оно слышится, подводится черта и подсчитывается итоговый результат. Далее производится анализ звуко-буквенного разбора. Разница между звуками и буквами в слове может быть количественной, то есть отклонения могут быть в любую сторону, и качественной.

Правила фонетического разбора

Ниже приведены основные правила, которые необходимо запомнить детям:

  • звуки [е], [ё], [ю], [я] как фонетические единицы не образуются;
  • согласный становится твёрдым, когда располагается перед «а», «о», «у», «ы», «э»;
  • согласный становится мягким, если он находится перед «я», «ё», «ю», «и», «е». Важно! В некоторых иностранных словах согласный, предшествующий «е», продолжает быть твёрдым;
  • гласные «я», «ю», «е», «ё», стоящие перед согласными звучат так: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о];
  • если гласные «я», «е», «э», «о» находятся в безударном положении и следуют за согласными, то они имеют следующее звучание: «я» — [э] или [и], «е» — [и], «э» — [э] или [и], «о» — [а];
  • «ё», «я», «ю», «е», стоящие за гласными, после «ь», «ъ», в начале слова дают два звука: «я» — [й’а], «ю» — [й’у], «е» — [й’э], «ё» — [й’о] (ударные) и «я» — [й’и], «е» — [й’и] (безударные);
  • «и», следующая за «ь», звучит удвоенно [й’и];
  • «и», стоящую в слове сразу за «ж», «ш», «ц», произносят как [ы];
  • мягкость согласного обозначают с помощью символа [‘], например [л’];
  • тянущиеся звуки дополняют двоеточием;
  • «й», «ч», «щ» всегда мягкие;
  • «ж», «ц», «ш» всегда твёрдые;
  • «й» всегда звучит мягко и звонко;
  • «л», «м», «н», «р», «й» всегда значатся звонкими звуками;
  • «х», «ц», «ч», «щ» всегда значатся глухими звуками;
  • если парным согласным заканчивается слово, а до него стоит глухая, то транскрипция букв следующая: «б» — [п], «д» — [т], «г» — [к], «з» — [с], «в» — [ф];
  • непроизносимые согласные «в», «д», «л», «т» в корнях фонетических единиц не образуют;
  • удвоенные согласные, следующие за гласной под ударением, обозначают тянущимся звуком;
  • удвоенные согласные, стоящие перед гласной под ударением, обозначают одинарный звук;
  • «ъ» и «ь» фонетических единиц не образуют;
  • «ь», стоящий после согласной, даёт мягкость;
  • «ъ», стоящий после согласной, даёт твёрдость.
Читайте так же:
Перевязка кирпича с камнями

Разделение на слоги

Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.

  • открытые заканчиваются на гласный,
  • закрытые – на согласный,
  • прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.

Разборы слова по слогам строятся по правилам:

  1. Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
  2. Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
  3. Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
  4. Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже [жэ], у- чи ться [ца].

Внимание! Порядок разбора со временем меняется.

Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.

  1. Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса.
  2. Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные к предшествующему: бул-ка, то – чка.

Фонетический разбор слов

Уроки русского. Звуки и буквы

Что ещё полезно знать?

В зависимости от методики и комплекта учебников, используемых учителями в конкретной школе или классе, формальные требования к фонетическому разбору слова могут слегка варьировать. Однако общие рекомендации в целом едины.

Читайте так же:
Чем можно заменить кирпич для перегородок

В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами. Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.

Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится [папОл’у]. Хотя возможен и вариант [попал’у]. Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» [пОф’ык].

Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так. В лингвистике это называется фонетическим словом. Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.

В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг. В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении. Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.

Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями. Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается [о], а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука [г] с придыханием парным ему фактически становится [х]. Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Кладочный раствор для кирпича тайфун 17
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector