Irtishspb.ru

Строительство и Ремонт
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нормы потерь при перевозке цемента

Виды и нормы естественной убыли зерна

При хранении урожая злаковых культур происходит естественная убыль зерна. Даже при выполнении всех правил хранения невозможно сохранить массу партии на 100%. После зачистки склада обнаруживается, что масса израсходованного зерна меньше, чем масса по приходу.

Такое явление имеет следующие причины:

  1. снижение массы из-за изменений в качестве зерна;
  2. естественная убыль зерна при хранении.

Естественная убыль — закономерный и неизбежный процесс, происходящий из-за потери влажности, очистки зерна и оседания минеральных примесей на стены и пол.

Причины повреждений, порчи и убыли грузов

Все наиболее часто встречающиеся причины порчи, повреждений и убыли грузов порождаются либо нарушениями организации транспортного процесса и при добросовестном соблюдении взаимных обязательств пароходства, отправителя и получателя могут быть устранены, и тем самым предотвращена несохранность груза Обеспечение сохранности грузов , либо причинами, не зависящими от участников транспортного процесса. Ниже приведены наиболее часто встречающиеся причины порчи, повреждений и утраты груза.

Сухогруз Владимир Захаренко
Источник: fleetphoto.ru

  1. Нарушение правил перевозок грузов: погрузки (выгрузки), складирования и хранения грузов. Например, в правилах перевозок грузов записано, что при хранении и перевозке какого-то груза необходимо укладывать его на высоту, не превышающую каких-то определенных величин. Фактически же данный груз уложен на большую высоту, и возникла угроза разрушения нижних слоев груза из-за увеличенной нагрузки на них. Таким образом, в данном случае нарушены технические условия складирования груза.
  2. Несовершенство или отсутствие правил, или технических условий транспортировки.
  3. Недостаточная оснащенность судов и складов техническими средствами обеспечения сохранности грузов (средствами пожаротушения, водоотливными насосами).
  4. Скрытые свойства грузов. Это такие свойства, которые до какого-то определенного времени себя никак не проявляли и поэтому не были изучены, а соответственно, не были учтены при хранении или перевозках. В мировой практике известны случаи, когда проявление таких свойств приводили к большим человеческим жертвам.
  5. Прием и перевозка в неисправной или не соответствующей ГОСТу таре или упаковке.
  6. Сдача на перевозку в состоянии, не обеспечивающем сохранность в течение срока доставки (повышенная влажность, признаки порчи скоропортящихся грузов и т. д.)
  7. Погрузка в неисправные или загрязненные суда.
  8. Небрежное обращение с грузом во время перегрузочных работ.
  9. Неправильная или небрежная укладка на складе порта или в судне.

Допустимое изменение качества бетонного раствора при транспортировке

По пути от завода до строительной площадки редко попадаются идеально гладкие дороги на всем протяжении пути, поэтому вибрации и тряски не избежать. В небольшой мере ситуацию усугубляет вибрация самого автотранспортного средства. Как следствие, бетонный раствор в разной степени уплотняется. Государственный стандарт регламентирует и этот аспект перевозки.

Читайте так же:
Пропорции щебня песка цемента 500

Коэффициент уплотнения бетона при транспортировке устанавливается производителем и заказчиком, обозначается в договоре. Пункт 5.6 ГОСТ 7473-2010 гласит: при погрузке раствора его количество должно быть уменьшено на заданный коэффициент, который нужно принимать в соответствии с таблицей в приложении Д настоящего стандарта:

Вид бе­тон­но­го рас­тво­раМар­ка сме­си по удо­бо­у­кла­ды­ва­е­мос­ти
СЖ3 — СЖ1Ж4 — Ж2Ж1 — П2П3 — П5
Тя­же­лый с круп­ным за­пол­ни­те­лем0,92 — 0,930,95 — 0,960,96 — 0,970,97 — 0,98
Мел­ко­зер­нис­тый0,93 — 0,940,97 — 0,980,98 — 0,99
Лег­кий кон­струк­ци­он­ный0,94 — 0,96
Для кон­струк­ци­он­ной те­пло­и­зо­ля­ции0,96 — 0,97

Усредненные значения можно проверить по методике, согласованной с производителем смеси в лабораторных условиях.

При правильном выборе коэффициента по прибытии заказчик получит требуемое количество бетонного раствора с проектными параметрами, то есть данная величина компенсирует уплотнение при перевозке.

Кроме уплотнения не избежать потери бетона при транспортировке миксером и другим транспортом. Как это происходит:

  • Оседание и затвердевание незначительного количества бетона на стенках транспортной емкости;
  • Расход по стенкам наносной установки подачи раствора при перегрузке материала на строительной площадке;
  • Потери при перекачке раствора в приемную емкость.

Нормы потерь бетона при транспортировке определяет РДС 82-202-96 «Правила разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве»:

  • Смесь асфальтобетонная – 2% (прил. Б);
  • Кладочный цементный раствор – 2% (прил. Б).

Норма потери может быть рассчитана для определённого вида транспорта и дорожных условий лабораторными и опытными исследованиями. Так делают крупные предприятия с целью снижения необоснованных трат на производство и доставку материала до строительных площадок.

Виды потерь зерна при транспортировке

Потери зерна при транспортировке можно условно разделить на две группы:

  1. по количеству (недостача веса);
  2. по качеству (расхождение в качественных показателях зерна).

В свою очередь, потери зерна при транспортировке как по количеству, так и по качеству делятся на нормативные (допускаемые) и сверхнормативные .

Читать по теме:

Читайте так же:
Проливка песка водой с цементом

В предыдущих материалах я подробно описал причины сверхнормативных потерь зерна при транспортировке; подобрал нормативную базу, которая регламентирует данные потери и, самое главное, дал практические советы по их минимизации.

В этой статье я хочу сместить акцент обсуждения и поговорить о нормативных потерях зерна при транспортировке. Это потери, наличие которых допускает и регламентирует законодательство Украины. Для начала необходимо ответить на несколько важных вопросов.

Во-первых , кто ответственен за нормативные потери зерна при транспортировке? На кого ложатся нормативные потери зерна при транспортировке в конечном счете?

Во-вторых , действительно ли эти нормативные потери зерна ничтожно малы и не влияют на зерновой бизнес, или они в своем денежном эквиваленте почти сравнялись с маржинальностью самого бизнеса.

В-третьих , кто заинтересован в существовании нормативных потерь зерна при транспортировке? Кто получает от этого материальную выгоду?

В-четвертых , что нам с этими нормативными потерями делать?

Теперь об этом по порядку.

  1. При обнаружении нормативных потерь (расхождений) по количеству или качеству перевезенного зерна автомобильным или ж/д транспортом груз считается доставленным без потерь . Соответственно, никто не несет материальной ответственности за нормативные потери зерна в процессе транспортировки (ни перевозчик, ни грузоотправитель) и они в полном объеме ложатся на плечи владельца зерна.

Если копнуть глубже, станет понятно, что владелец зерна (зернотрейдер, экспортер, внутренний переработчик) закладывает эти нормативные потери в закупочную стоимость зерна (наряду с другими логистическими затратами). Поэтому, чем выше нормативные потери, тем меньше готов зернотрейдер заплатить сельхозпроизводителю . Таким образом, за нормативные потери при транспортировке в конечном счете расплачивается сельхозпроизводитель, т.к. он получает меньшую цену за свое выращенное зерно. Поэтому нормативы потерь зерна при транспортировке необходимо пересмотреть и уменьшить в разумных пределах.

  1. Какова же величина нормативных (допускаемых) потерь зерна при транспортировке для различных видов транспорт?

«При определении количества груза при помощи взвешивания, Перевозчик не несет материальную ответственность в случае расхождения между массой груза, указанной в ТТН и фактической массой груза, если разница масс не превышает:

а) «нормы естественной (природной) убыли груза при транспортировке» — 0,07% от массы груза согласно Постановлению ГОССНАБА СССР № 63 от 02.06.1986 г. «Об утверждении норм естественной убыли отдельных видов грузов при перевозках автомобильным транспортом».

б) «технической нормой точности весов. » — 20-80 кг на одной автомашине , в зависимости от типа автомобильных весов.

Читайте так же:
Цементная стяжка это раствор

Давайте на примере подсолнечника рассмотрим величину допускаемых потерь при транспортировке в денежном выражении (подсолнечник — одна из самых дорогих масличных культур):

  • норма недостачи груза по количеству для ж/д транспорта — 0,5% от веса нетто;
  • норма недостачи груза по количеству для автотранспорта — 0,17% от веса груза ;
  • допускаемые расхождения при определении качества подсолнечника — +/-1,5% от массы подсолнечника включают в себя:

+/-0,5% — допускаемая погрешность при определении влажности подсолнечника;

+/-1% — допускаемая погрешность при определении сорной примеси в подсолнечнике с сорной примесью 3,1-4%.

Таким образом, только нормативные потери подсолнечника при транспортировке могут составить:

  • для ж/д транспорта — 2,0% от массы груза;
  • для автотранспорта — 1,67% от массы груза.

В денежном выражении при стоимости подсолнечника 11 000 грн/т потери только в пределах допускаемых норм потерь для железнодорожного транспорта составляют 220 грн на 1 тонне , что сопоставимо с общей доходностью переработки подсолнечника в Украине.

Нормативные потери подсолнечника при транспортировке автомобильным транспортом составят 187 грн/т.

Как мы видим, нормативные (допускаемые) потери подсолнечника при транспортировке — это колоссальный ущерб для владельцев подсолнечника и в конечном итоге — для сельхозпроизводителей, занимающихся выращиванием этой культуры.

Как рассчитать естественную убыль?

Допускается в пределах норм убыль, понесенная в результате естественных причин:

  • для продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции;
  • для непродовольственных товаров;
  • для медикаментов, медицинских товаров.

Правовые акты, устанавливающие предельно допустимые нормы, которые можно отнести к естественным потерям, утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами.

Принимается во внимание:

  • способ перевозки и вида транспорта;
  • хранение в закрытых складах или просто обеспечение сохранности ТМЦ;
  • использование для перевозки цистерн, авторефрижераторов;
  • охлаждение, замораживание в розничной торговой сети или предприятиях общественного питания;
  • необходимость дозревания во время хранения;
  • прочие факторы, играющие значимую роль в изменении массы непродовольственных товаров, продуктов питания.

При возникновении вопросов, касающихся списания расходованных ГСМ на автотранспорте, руководствуются распоряжением Минтранса № АМ-23-р, (актуальна последняя редакция от 20.09.2018).

Прежде чем рассчитать естественную убыль, проводится инвентаризация имеющегося в наличии товара, продукции, материалов, веществ, путем:

  • взвешивания;
  • замера объемов;
  • подсчета.

По итогам проведенных мероприятий составляется акт с указанием фактического ущерба, на основании которого готовят ведомость расхождений.

Расчет естественной убыли должен быть произведен отдельно по каждому наименованию имеющейся продукции по формуле:

Читайте так же:
Что такое цемент навал это как

У = Т х Н : 100, где:

У – искомое значение потерь в результате естественных факторов;
Т – учетная величина товара;

Н – допустимая величина естественной убыли, установленная нормативными, правовыми актами для данного вида продукции.

НДС по товарным потерям

Когда недостача товаров выявляется в момент приемки, то сумма НДС, выделенная в документах поставщика, уменьшается на величину, соответствующую сумме недостачи. Сумма налога, приходящаяся на недостачу, делится на части, соответствующие потерям по норме и сверхнормативным.

Ту часть, которая отвечает потерям, укладывающимся в норму, можно принять к вычету так же, как и НДС по оприходованному товару, на основании того же счета-фактуры. А ту часть налога, которая приходится на сверхнормативные потери, к вычету принять нельзя, но на нее нужно увеличить объем претензии, предъявляемой поставщику или перевозчику.

Требования о восстановлении НДС по недостаче, выявленной при инвентаризации, п. 3 ст. 170 НК РФ (в котором приводятся возможные основания для такой процедуры) не содержит. Однако вопрос этот на практике является спорным.

Прежде чем принимать решение, восстанавливать НДС по недостаче или нет, ознакомьтесь с анализом правоприменительной практики, который провели эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Энциклопедию спорных ситуаций.

Аграрии с нетерпением ждут урожая, зернотрейдеры наращивают темпы, готовясь к летнему рывку, транспортники ввели в эксплуатацию все имеющиеся подвижные составы. На старт, внимание! Каждый участник зернооборота в Украине заинтересован в результате, но не ко всему можно подготовиться заранее, не все удается просчитать. Например, потеря зерна при транспортировке – реальность, с которой нужно мириться. Или не нужно? Можно ли искоренить пресловутую «усыпку, утечку, усушку, утруску»? Давайте разбираться.

Прежде всего – нормативно-правовая база. В советское время всё старались регламентировать, контролировать. «Нормы естественной убыли…» для автотранспорта от 1986 г. устанавливали допустимые потери: при бестарной перевозке (насыпью) – 0,07, тарной – 0,05%. Также указывались предельные показатели, связанные с километражем:
– до 25 км – 0,04;
– 25–50 – 0,05;
– 50–100 – 0,07;
– каждые дополнительные 100 км – 0,02.

Однако в 2017 г. среди 318 документов той эпохи постановление было отменено, остались «Правила перевозок автомобильным транспортом» (1998 г.), где фигурирует цифра – 0,17% от общего веса.

Читайте так же:
Зомби ферма накопать цемент

Правила железнодорожных перевозок фиксируют бóльшую цифру – 0,5%. Большинство грузовладельцев считает эту норму завышенной, позволяющей намеренно искажать данные (напр., при приеме на элеваторе).

Из этого следует второй аспект – добросовестность работников лабораторий, элеваторов, терминалов, транспортных компаний. Речь не о случайном просыпании зерна во время загрузки-выгрузки и более-менее длительном путешествии по ухабистым украинским дорогам.
Загадочные потери происходят в диапазоне вероятных весовых отклонений – количественные и качественные.

Понятно, это обуславливается различными технологиями взятия проб, погрешностями весовых комплексов (20–80 кг/автомобиль). Однако может быть связано с политикой компании – честность, прозрачность, ориентированность на долговременное партнерство или сиюминутная, граничащая с правонарушением выгода (причем, по мнению экспертов, весьма крупная – 1–2% от всего оборота зерновых).

Нормативные потери (из расчета естественной убыли) не считаются критическими и ложатся на плечи владельца груза, тем самым занижая стоимость зерна. В этой ситуации возможно проведение независимой экспертизы, однако это больше исключение, чем правило.

Ненормативные – превышающие указанные показатели, оспариваются с составлением акта недостачи.
Потери, связанные с ухудшением качества продукта (при транспортировке и хранении) – еще один болезненный вопрос. В идеальных условиях зерно способно храниться долгое время с минимальным снижением качества (0,08–0,3% – годовой расход сухого вещества). Однако реальные условия хранения не всегда соответствуют стандартам, потому зерновладелец должен быть готов к совокупным потерям до 1–2% при транспортировке и хранении (к примеру, в напольном складе). Откуда берутся эти цифры?

Основные показатели качества зернового продукта – влажность (свыше 15% не принимается для транспортировки), сорная примесь. По существующим ГОСТам погрешность содержания сора (1–2%) в пшенице 2-ого класса составляет +/–0,6%, влажность +/–0,5%. При хранении от 3-х месяцев до одного года (на элеваторах, складах, специализированных площадках) пшеница теряет в качестве от 0,045 до 0,16%. Путем нехитрых вычислений имеем данные:
• 0,17 + 0,6 + 0,5 + 0,16 = 1,43% + до 80 кг на каждую машину – максимальные нормативные потери при перевозке автотранспортом и хранении до года;
• 1,76% – ж/д транспортировка.
Вот и выходим на пресловутые один-два процента убыли; при средней цене за тонну 5 500 грн получаем внушительную сумму (часто превышающую стоимость транспортировки).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector